Пообедамши... А кормили нас, нужно сказать, на убой. Сумму, выделяемую ежедневно на обед, проесть никому ни разу не удалось. Так вот, пообедамши, решили мы, что сувениры, конечно, хорошо, но на какую-никакую горку, а хоть бы даже и холм, подняться и обозреть город нужно. Так что, резво пробежав через базар и накупив там всякого, поползли мы наверх.
Раз уж мы до базарных дел добрались, покажу, что я притащила. На базаре при заданных условиях было не до съемок, так что это уже домашние картинки. (Предвкушая вопросы: да, большую бутылку ракии я тоже привезла. Она просто не влезла в кадр). Для масштаба - на заднем плане бутылка местно пива объемом 0,33.
читать дальшеИтак, что мы тут имеем такого традиционного-традиционного.
Во-первых, кофейный набор: поднос, турка, сахарница и две плошки. Все это сделано из меди. Работа ручная (читай: кустарная) - это сомнению не подлежит. Изнутри посуда никелированная. Вопрос только в том, насколько качественно это никелирование сделанно в имеющихся условиях. Отсюда - насколько посуда безопасна для употребления. Впрочем, если ей ежедневно не пользоваться, то и вопросов нет. Кофейные прибамбасы в разных комбинациях продаются в немерянных количествах. Большая часть не просто медная, а с тиснением или графировкой. Мне больше такой "чистый" вариант приглянулся. Зато и медь на нем не гладкая, а ячеистая. Продаются и полностью никелиевные варианты.
Во-вторых, серебро. Это та самая филигрань (скань). Украшения, плетеные из серебряных нитей. Больше всего в такой технике брошек. Некоторые с камнями. Делается все это, опять таки, вручную, но у большинства мастеров лекала примерно одинаковые. Например, везде огромное количество бабочек. От мастера к мастеру разница в деталях, конечно, видна, но сюжет идентичен. Есть и совсем уникальные вещи, но и они стоят "уникально".
В-третьих, медные украшения. Это тема боснийская, но не сараевская. Так что куплены они в другом месте, но тоже на базаре. Об этом позже.
В-четвертых, тканая шерстяная салфетка. Ковер я покупать не стала, хотя есть там и красивые настенные панно по смешным ценам, а вот такой образец привезла. Из той же серии вязаные носки-тапки.
Ну и, в пятых, в маленькой бутылочке "пробник" местной ракии. Про ракию эту ничего не скажу, еще не вскрывали, но вот сливовица была ум проглотишь. Правда, не факт, что не сербская.
Скань крупным планом.
Медь крупным планом.
А это боснийские монетки. В ходу в Боснии KM - конвертируемые марки. Ни в одном обменнике Европы о таких не слышали. Не поменять их ни в Германии, ни в Англии, ни в одну, ни в другую сторону. Так что обзавестись этими "сокровищами" можно только на месте. Тут неполный набор. Есть еще 20 и 10 фенингов. Курс у этой валюты относительно евро примерно 2:1. Название идет от немецких марки и пфеннинга. Раньше курс был четко привязан к немецкой валюте. Ввели KM в 1995 году при подписании мирного договора по окончании войны.
Прочесав базар, мы выбрались на узенькую крутую улицу Ковачи и направились по ней в район с одноименным названием, чтобы попасть на средневековое укрепление Желтый Бастион, одну из самых удачных и легко доступных смотровых площадок в городе.
В городе огромное количество старинных мусульманских надгробий. Видели мы их и по пути.
Там, где Ковачи переходит в Широкач (как в насмешку - еще уже предыдущей), старые надгробия соседствуют с совсем новым кладбищем. Но это тема для отдельной записи.
Если на Ковачи еще какие-никакие тротуары наблюдались, то на Широкаче их нет вовсе. Тем не менее, транспорт места для парковки находит. Это уникальный экземпляр - югославская ZASTAVA. Таких теперь днем с огнем не сыгшещь. Наша Таня-Омела любуется.
Широкач плавно перетек в улицу под названием Вратник. Начало ее считается ровнехонько от ворот. Насколько я понимаю, ворота эти - часть средневековой городской стены, как и сам Желтый Бастион.
Улица выглядит вот так.
Но отходящие от нее улицы боковые еще круче - во всех смыслах.
В этих районах, находящихся уже на отшибке старого города, много кошек. В Сараево их и в центре немало, но тут особенно. А вот собак нет совсем. Видимо потому, что центральная часть города - мусульманкая, а собака, по их понятиям, животное нечистое. Что на сербско-христианском востоке города творится, не знаю.
Вставши рядом с кошкой, мы минут 10 препирались, налево и наверх нам или направо и вниз. Низ взял верх и не зря.
Виды - следущей записью. А при спуске вот такую картинку я сделала.