Take a leap of fate if you want to find out! (c) Arena
За обедом мы почувствовали себя интуристами в СССР. Роскошный (во всяком случае, по местным меркам) ресторан с натертыми до блеска полами, крахмальным скатертями и официантами, подскакивающими к тебе при малейшем движении головой. Обед из трех-четырех перемен. Только вот незадача: уже в первой перемене - в супе обнаружился давний знакомец всех жителей постсоветского пространства, таракан. Было крайне жаль огорчать пожилого улыбчивого метрдотеля возвратом блюда. В чем заключалась проблема он, похоже, так и не понял до самого нашего отъезда. Потому как даже когда через пару дней мы поймали кого-то из рыжей братии в стоявший на столе бокал и попросили унести, он сделал это, не выразив никакого удивления или смущения. Наверное, в южных странах Восточной Европы это - "мелочи жизни". Не знаю. В любом случае, метрдотель был великолепен и похож на киноперсонаж, а предлагаемые им блюда - очень даже вкусными. Просто приходилось внимательно следить, не принесли ли кого лишнего из кухни. (Сам ресторанный зал сверкал чистотой.)







После обеда мы отправились смотреть спектакль "Генеральная репетиция самоубийства" (General rehearsal to the suicide) Стамбульского муниципального театра. Поскольку постановка была привезена на фестиваль с расчетом на местную турецкую диаспору, перевода не было даже на албанский. Мне показалось, что действие было показано в обратной последовательности: некие события в жизни одного человека, приведшие к самоубийству. Наш режиссер сказал, что это "некое репетирование самоубийства, которое из театральной ситуации переходит в реальную, а завершается в другой театральной плоскости". На самом деле, сюжет оказался еще более странным, чем мы могли предположить.

Бедный архитектор, потерявший все, приходит на мост через Дунай, чтобы покончить с собой. Он делает последний звонок - любовнице, чтобы подчеркнуть свою любовь - часть его творческого подхода к суициду. В тот момент, когда архитектор готов прыгнуть, его останавливает крик рыбака, который растянул под мостом сеть. Если архитектор прыгнет, сеть порвется, а у рыбака будут проблемы с полицией. В этот момент появляется любовница. Она умоляет архитектора не кончать с собой, но не может его убедить. Когда он снова готов прыгнуть, женщина и рыбак начинают танцевать. Появляется капитан, который сообщает, что его брату бизнесмену нужен архитектор для постройки какого-то здания. Это деловое предложение заставляет архитектора отказаться от идеи самоубийства. Одноглазый бизнесмен пугает архитектора, который решает, что ему пора посетить своего брата-психиатра. Однако выясняется, что брату бизнесмена, капитану, требуется срочная пересадка почки. Архитектор готов отдать свою почку человеку, который спас ему жизнь. Проходит два месяца. Архитектор снова на мосту - с женщиной и рыбаком. Каждый из них пожертвовал своей почкой, глазом и ногой. Архитектор снова хочет покончить с собой, но не за один раз, а шаг за шагом. Как его родина. На этот раз его не удается отговорить, он прыгает в Дунай. В этот момент выясняется, что все происходящее - иллюзия. Мы в театре на генеральной репетиции. Актеры нервничают, женатого режиссера, от которого забеременела его любовница-актриса, нет на месте. Актер, играющий архитектора, достает пистолет. Застрелит ли он режиссера?

Актерская игра была четкой и выразительной. Принцип гротеска оказался отлично выдержан. Но самым интересным в спектакле мне показалось оформление: видеопроекция на всю стену, сделанная весьма интересным мультипликатором. Обидно только, что вся эта красота работала исключительно в декоративных целях, не была интегрирована в действие. 

























На этом я заканчиваю с первым днем. В рассказе про второй день: румынский спектакль по пьесе Николая Коляды ([info]kolyadanik ;), купание в Ионическом море, старинный город Дюррес, сербский спектакль.