Take a leap of fate if you want to find out! (c) Arena
Во-первых, почему я считаю эту поездку удачной для театра (несмотря на отсутствие призов) и как вообще небольшому театру выбраться на фестиваль, можно почитать тут. Потому как одна моя театральная приятельница заказала мне статью на эту тему для нового театрального сообщества, и текст я написала.
Во-вторых, фестиваля мы, конечно, практически не видели. Есть такие фестивали - большей частью, небогатые, из восточной Европы и с Балкан - которые не могут себе позволить пригласить театры на все время фестиваля. Приглашают дня на три. Teatarfest - как раз такой случай. Самого интересного - призеров - мы как раз и не увидели. А увидели один спектакль из Неаполя и один местный сараевский.
Фестиваль ориентирован на альтернативные методы существования актера на сцене, так что больше всего внимания в демонстрируемых спектаклях уделяется синтезу различных театральных средств: пластика, голос, освещение, включение теневого или кукольного театра и т.п. Подразумевается, что на этом уровне текст уходит на второй план, если не вовсе отсутствует. Смысл передается иными средствами, чисто текстовой спектакль на такое мероприятие не попадет.
Итальянский спектакль "Сцена: от паранджи до шоу-гёрл" был, конечно, без слов понятен. Только вот акцент у него оказался отнюдь не на поиске новых форм, а на постановке новых социальных проблем на сцене. В Италии, оказывается, очень остро стоит вопрос крайней степени переплетенности политики и шоу-бизнеса. Этому и посвещен спектакль: пародирование различных кастинг-шоу, ток-шоу, политических шоу. Порой, достаточно жестко.
Форма, которую сейчас можно часто увидеть в европейском театре: буффонада, в финале неожиданно переключающаяся в трагическую плоскость. Если этот прием работает, эффект достигается колоссальный. У итальянцев, увы, не вышло. Истерика одной из героинь просто выпала из общего контекста. Смысл ее потерялся. Вероятно, роль тут сыграло и то, что огромный монолог шел по-итальянски, но, вряд ли, это было главным.
Спектакль несколько удивил. Но еще больше удивило обсуждение. В течение пары часов люди ожесточенно спорили о социальных и политических проблемах, а отнюдь не о том, что было представлено на сцене. Робкие попытки кого-то из жюри сказать, что это вовсе не спектакль, подавлялись также быстро, как и робкие попытки режиссера рассказать о том, какие сценические поиски в области работы с телом велись при подготовке.
Боснийский спектакль "Брак или мрак", сделанный молодыми выпускниками театральных ВУЗов, представлял собой цепь забавных зарисовок на тему любви и совместной жизни. Зарисовки перемежались пластическими этюдами. Мило, но простенько. Ничего особенного.
Обсуждение вновь съехало в область насущных проблем. Молодых актеров гнобили, с одной стороны, за то, что они не понимают, что настоящее искусство далеко от коммерции и нельзя все делать на потребу публике; с другой - за то, что они в такой балаганной форме затронули такие серьезные проблемы, как брак и семья. Создатели спектакля отбивались, как могли. Дело едва не дошло до драки.
Теперь о нас. Начну с монтировки сцены. В прошлом году в Исландии меня поразила скорость работы "горячих исландских парней". За 2 часа мы впятером собрали спектакль и сделали к нему свет. Обычно это занимает минимум 4 часа, причем без поправки на то, что я должна была командовать направкой прожекторов и одновременно переводить монтировщиков. В этот раз времени, к счастью, было навалом. Потому что десять человек в течение двух часов натягивали на сцене три веревки. Точнее, один вкручивал винты, один держал веревку, а оставшиеся восемь курили, пили кофе, слонялись по сцене и интересовали у нас, почему на сборку пришел не весь состав. Типа, актеры бы тоже поработали
Репетиция и спектакль прошли гладко (насколько это у нас в театре возможно). Народу, в сравнении с аншлагом у итальянцев, было не особо много. Обсуждение наше тоже ушло далеко от спектакля, но в сторону вопросов ритуального театра, Арто, Гротовского, философии. Вплоть до того, что из "зала" на голубом глазу задали вопрос: "А конец света будет?" В общем, забавно.
Отборочная комиссия пела дифирамбы и чуть ли не целовала руки режиссеру, но жюри мы, видимо, не на столько впечатлили.
Картинки с репетиции и спектакля.
Во-вторых, фестиваля мы, конечно, практически не видели. Есть такие фестивали - большей частью, небогатые, из восточной Европы и с Балкан - которые не могут себе позволить пригласить театры на все время фестиваля. Приглашают дня на три. Teatarfest - как раз такой случай. Самого интересного - призеров - мы как раз и не увидели. А увидели один спектакль из Неаполя и один местный сараевский.
Фестиваль ориентирован на альтернативные методы существования актера на сцене, так что больше всего внимания в демонстрируемых спектаклях уделяется синтезу различных театральных средств: пластика, голос, освещение, включение теневого или кукольного театра и т.п. Подразумевается, что на этом уровне текст уходит на второй план, если не вовсе отсутствует. Смысл передается иными средствами, чисто текстовой спектакль на такое мероприятие не попадет.
Итальянский спектакль "Сцена: от паранджи до шоу-гёрл" был, конечно, без слов понятен. Только вот акцент у него оказался отнюдь не на поиске новых форм, а на постановке новых социальных проблем на сцене. В Италии, оказывается, очень остро стоит вопрос крайней степени переплетенности политики и шоу-бизнеса. Этому и посвещен спектакль: пародирование различных кастинг-шоу, ток-шоу, политических шоу. Порой, достаточно жестко.
Форма, которую сейчас можно часто увидеть в европейском театре: буффонада, в финале неожиданно переключающаяся в трагическую плоскость. Если этот прием работает, эффект достигается колоссальный. У итальянцев, увы, не вышло. Истерика одной из героинь просто выпала из общего контекста. Смысл ее потерялся. Вероятно, роль тут сыграло и то, что огромный монолог шел по-итальянски, но, вряд ли, это было главным.
Спектакль несколько удивил. Но еще больше удивило обсуждение. В течение пары часов люди ожесточенно спорили о социальных и политических проблемах, а отнюдь не о том, что было представлено на сцене. Робкие попытки кого-то из жюри сказать, что это вовсе не спектакль, подавлялись также быстро, как и робкие попытки режиссера рассказать о том, какие сценические поиски в области работы с телом велись при подготовке.
Боснийский спектакль "Брак или мрак", сделанный молодыми выпускниками театральных ВУЗов, представлял собой цепь забавных зарисовок на тему любви и совместной жизни. Зарисовки перемежались пластическими этюдами. Мило, но простенько. Ничего особенного.
Обсуждение вновь съехало в область насущных проблем. Молодых актеров гнобили, с одной стороны, за то, что они не понимают, что настоящее искусство далеко от коммерции и нельзя все делать на потребу публике; с другой - за то, что они в такой балаганной форме затронули такие серьезные проблемы, как брак и семья. Создатели спектакля отбивались, как могли. Дело едва не дошло до драки.
Теперь о нас. Начну с монтировки сцены. В прошлом году в Исландии меня поразила скорость работы "горячих исландских парней". За 2 часа мы впятером собрали спектакль и сделали к нему свет. Обычно это занимает минимум 4 часа, причем без поправки на то, что я должна была командовать направкой прожекторов и одновременно переводить монтировщиков. В этот раз времени, к счастью, было навалом. Потому что десять человек в течение двух часов натягивали на сцене три веревки. Точнее, один вкручивал винты, один держал веревку, а оставшиеся восемь курили, пили кофе, слонялись по сцене и интересовали у нас, почему на сборку пришел не весь состав. Типа, актеры бы тоже поработали

Репетиция и спектакль прошли гладко (насколько это у нас в театре возможно). Народу, в сравнении с аншлагом у итальянцев, было не особо много. Обсуждение наше тоже ушло далеко от спектакля, но в сторону вопросов ритуального театра, Арто, Гротовского, философии. Вплоть до того, что из "зала" на голубом глазу задали вопрос: "А конец света будет?" В общем, забавно.
Отборочная комиссия пела дифирамбы и чуть ли не целовала руки режиссеру, но жюри мы, видимо, не на столько впечатлили.
Картинки с репетиции и спектакля.