Take a leap of fate if you want to find out! (c) Arena
В детстве мне нравился Боттичелли, потому что его звали Сандро и потому что Венера золотисто-рыжая, а небо - голубое. Ну и потом он мне тоже нравился. И сейчас. И в этом самом сейчас открыла я для себя много нового и интересного. Когда на днях побывала на выставке Боттичелли и его учеников.
Во-первых, я узнала, что ученики Боттичелли были потрясающими копиистами. Например, они копировали ту самую Венеру. Правда, еще до того, как она родилась из морской пены на фоне синего неба. Потому что существует и просто Венера - точно такая же, но в одиночестве и на нейтральном фоне. И того: "Рождение Венеры", "Венера" и копия "Венеры" из мастерских Боттичелли. У копии, правда, другой вариант прически и животик чуть больше. А вот два портрета Джулиано Медичи - Боттичелли и учеников - отличить можно только по фону. Хотя, портретов этих - практически одинаковых, кажется, больше двух существует.
Во-вторых, оказалось, что женщины эпохи Возрождения еще как сутулились. И на портретах Боттичелли - благородные дамы, традиционно изображенные в профиль - много сутулых девиц.
В-третьих, выяснилось, что у Боттичелли превеликое количество мадонн, многие из которых написаны с нарочито асимметричными лицами. То есть, видно, например, что одно веко сильно набрякло или щека припухла. Живо и пугает.
В-четвертых, яркость красок - фантастическая. Но не на всех работах, а именно на работах на религиозные темы, мифологические - более нежные и приглушенные тона. Особенно удивительна в этом отношении серия картин с изображениями жития святого Зиновия. В таких тонах рисовали потом фовисты! Что еще удивительнее, так это вопрос о том, как такая яркость сохранились. (У Брейгеля-Бархатного тоже были такие цвета, но до наших дней он не дожили. В порядке эксперимента восстановлены реставраторами). Может, конечно, с картин просто был снят слой потускневшего лака. Так делают.
В-пятых, "Благовещение", но не знаменитое Кастелло, а вот такое. Я, конечно, понимаю, что Боттичелли, отличавшийся тем, что растениями на его картинах можно было пользоваться как определителем, скорее всего, просто не закончил фон, но... Холм с деревьями на заднем плане - чистый экспрессионизм.
И еще сияющая живопись. Одна из картин - ученических - была как будто покрыта слоем блесток.
К чему я, собственно, клоню. Весь мой любимый модернизм - цитаты из предыдущих эпох. И только я - имея искусствоведческое образование - умудряюсь все время об этом забывать. Видимо, очень хочется обманываться. Зачем?
А Боттичелли по-прежнему прекрасен.
Во-первых, я узнала, что ученики Боттичелли были потрясающими копиистами. Например, они копировали ту самую Венеру. Правда, еще до того, как она родилась из морской пены на фоне синего неба. Потому что существует и просто Венера - точно такая же, но в одиночестве и на нейтральном фоне. И того: "Рождение Венеры", "Венера" и копия "Венеры" из мастерских Боттичелли. У копии, правда, другой вариант прически и животик чуть больше. А вот два портрета Джулиано Медичи - Боттичелли и учеников - отличить можно только по фону. Хотя, портретов этих - практически одинаковых, кажется, больше двух существует.
Во-вторых, оказалось, что женщины эпохи Возрождения еще как сутулились. И на портретах Боттичелли - благородные дамы, традиционно изображенные в профиль - много сутулых девиц.
В-третьих, выяснилось, что у Боттичелли превеликое количество мадонн, многие из которых написаны с нарочито асимметричными лицами. То есть, видно, например, что одно веко сильно набрякло или щека припухла. Живо и пугает.
В-четвертых, яркость красок - фантастическая. Но не на всех работах, а именно на работах на религиозные темы, мифологические - более нежные и приглушенные тона. Особенно удивительна в этом отношении серия картин с изображениями жития святого Зиновия. В таких тонах рисовали потом фовисты! Что еще удивительнее, так это вопрос о том, как такая яркость сохранились. (У Брейгеля-Бархатного тоже были такие цвета, но до наших дней он не дожили. В порядке эксперимента восстановлены реставраторами). Может, конечно, с картин просто был снят слой потускневшего лака. Так делают.
В-пятых, "Благовещение", но не знаменитое Кастелло, а вот такое. Я, конечно, понимаю, что Боттичелли, отличавшийся тем, что растениями на его картинах можно было пользоваться как определителем, скорее всего, просто не закончил фон, но... Холм с деревьями на заднем плане - чистый экспрессионизм.
И еще сияющая живопись. Одна из картин - ученических - была как будто покрыта слоем блесток.
К чему я, собственно, клоню. Весь мой любимый модернизм - цитаты из предыдущих эпох. И только я - имея искусствоведческое образование - умудряюсь все время об этом забывать. Видимо, очень хочется обманываться. Зачем?
А Боттичелли по-прежнему прекрасен.